ПРОГРАММА
Экспериментальной научно-исследовательскойи практической работы по созданию модели лингвистической школы-гимназии


Home > Руководство > Статьи

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Расширение и качественные изменения характера международных связей нашего государства, развитие науки и техники, постоянно растущий объем научно-технической информации, интернационализация всех сфер общественной жизни, делают иностранный язык реально востребованным в практической деятельности человека. Он становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества.

ЦЕЛЬЮ эксперимента является создание модели лингвистической школы-гимназии, способствующей насыщению общекультурным ядром образования, ориентирующей на обучение и воспитание детей, предрасположенных к интенсивному и интеллектуальному труду в области языковой подготовки и языкознания.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить способных, одаренных детей в плане языковой подготовки;
  2. Переработать типовые программы по изучаемым языкам, разработать авторские программы, спецкурсы и факультативы на основе лингвистических знаний и их апробация.
  3. Освоить с учителями внедрение адаптивной системы обучения и воспитания для развития разносторонних способностей учащихся.
  4. Ориентировать учащихся на университетское образование.
  5. Создать условия для нравственного развития и удовлетворения национально-культурных запросов.

Этапы проведения эксперимента.

1 этап. 1994-1995г. Изучение опыта работы школ, гимназий по развитию творческого потенциала школьников. Постановка целей, раскрытие задач эксперимента, построение модели новой технологии: формулирование гипотезы, прогноз ожидаемых результатов, выделение группы педагогов способных к написанию и внедрению авторских спецпрограмм.

2 этап. 1995-1996. Фиксация исходного положения дел в школе (анализов уроков, срезов, тестов, итогов олимпиад, методики работы учителей, дидактическое оснащение). Отслеживание процесса, результатов, коррекция технологии. Диагностика и тестирование детей при наборе в гимназические классы.

3 этап. 1997-1998г. Обработка данных, соотнесение прогнозов и результатов эксперимента на опыте отдельных педагогов. Описание опыта и результатов эксперимента, внедренных спецкурсов и авторских программ. Оформление и выдача методических рекомендаций по ходу экспериментальной работы.

Пути реализации концепции.

Для повышения начно-методического уровня педагогического коллектива создание в школе научно-методического центра (НМЦ) стало необходимостью. Оперативное руководство научно-методическим центром возложено на замдиректора школы по научно-методической работе. НМЦ - консультирует, привлекая преподавателей Госпедуниверситета, по вопросам лингвистики, частных методик языкознания, литературы татарского и русского языков, иностранных языков, истории, географии и т.д.

Организационно-управленческая деятельность направлена на:

а) разработку авторских программ и факультативных курсов;

б) установление деловых научных контактов и связей;

в) подготовку материалов к печати;

г) индивидуальные консультации учителей;

д) заслушивание и обсуждение промежуточных информационных

отчетов о проделанной работе;

е) руководство научной работой учащихся;

ж) объединение творческого потенциала учителей татарского, русского, английского, немецкого, французского, турецкого языков в исследовательско-педагогическую лабораторию для сопряжения развивающего лингвистического образования.

Основные направления.

- углубленное изучение английского языка;

- программа по изучению второго европейского языка по выбору;

- авторская программа по изучению турецкого языка с 5 класса;

- экспериментальная работа по внедрению адаптивной сис- темы;

- программа внеклассной работы (сценическое искусство) - снятие языкового барьера в ходе театральных представлений на английском и французских языках;

- программа внедрения спецкурсов (русский, татарский, английский, турецкий языки).

Критерии оценки ожидаемых результатов.

  1. Уровень изучения основ наук;
  2. Наблюдение уроков, кружковых занятий, факультативов, спецкурсов, классных собраний, вечеров, праздников через призму развития учащихся, их кругозор, интеллект, интерес;
  3. Управление учебно-воспитательным процессом (НОТ);
  4. Система воспитательной работы в школе;
  5. Изучение умственного развития (тестирование психологической службой школы);
  6. Отношение родителей, учителей к состоянию дел в школе;

Прогноз (педагогическое предвидение).

  1. Роль школы в формировании собственной личности педагога через сеть клубной работы (клубы "Альтернатива", "Помоги себе сам", "Деловая риторика");
  2. Воспитание правильной ориентации учащихся о роли собственных усилий в формировании жизненных обстоятельств;
  3. Повышение уровня интеллекта через сеть спецкурсов, факультативов, кружковой работы;

Экспертиза программы эксперимента.

  1. Весь ход эксперимента необходимо фиксировать в специальном дневнике.
  2. Все записи-наблюдения распределить по классам, учителям, проблемам, урокам и т.д.
  3. Анализировать эксперимент по направлениям:

Нормативно - правовое обеспечение

- разработка учебных курсов и дисциплин (статья 32 Закона РФ "Об образовании").

- учебная нагрузка учеников:

начальные классы - 27 - 28 час,

5-8 классы - 34 - 35 час,

9-11 классы - максимальная нагрузка - 38-39 час.

- режим занятий: см. в уставе школы- гимназии;

- режим питания, динамические перемены;

- наполняемость классов: 1-3 классы - до 30 чел.

5-11 классы - 25 чел.

- соблюдение государственных образовательных стандартов (статья 7 Закона РФ "Об образовании");

- выполнение всех положений устава;

Схема оценки результатов.

Экспертиза педагогических технологий

 

Апробация спец.

программ

 

Апробация спец. курсов

       
       
 

уровень знаний учащихся

уровень воспитанности учащихся

формирование личности педагога

 

Формы диагностики и отслеживания эксперимента.

В основе диагностики и отслеживания работы лежит качественная оценка продвижения (поэтапный анализ уроков). Главным критерием оценки является степень продвижения учащегося в умении анализировать, доказывать, задавать вопросы, обсуждать. Для этого используются три вида качественных оценок. Самооценка ученика, оценка учителя и тестовая оценка. На основе самооценки и оценки учителя один раз в месяц соз- дается диагностическая карта уровня преподавания учителя, результаты контрольных срезов, сравнительный анализ делается один раз в четверть.

Психологическая служба.

1. Выявление причин различного вида трудностей в учеб- но-воспитательной работе с учащимися разного возраста;

2. Поиск путей коррекции и профилактики отклонений в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей;

3. Помощь в решении сложных вопросов (конфликтные ситу- ации);

4. Профориентация учащихся;

Форма представления результатов эксперимента.

1. Методические рекомендации;

2. Обобщение опыта работы отдельных учителей;

3. Отчет руководителя;

Продолжительность работы.

Три года - обосновано тем, что в течении этого времени можно отработать все три этапа по созданию модели лингвисти- ческой школы-гимназии и объективно проанализировать результаты эксперимента.

Hosted by uCoz