ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ |
|
|
|
Home > Руководство > Статьи | |
Андреева Л.Н.
|
Представляется неоспоримым, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы. Развитие школы предполагает постоянный контроль за процессом управления обучением, в нашем случае – обучением интеллектуально одаренных детей, и систематическое отслеживание особенностей существующих условий, которые должны быть адекватны поставленным целям. Если делать акцент на содержании образования, необходимо скрупулезно следить, что именно меняется. Если же акцентировать организационную точку зрения, - мы должны концентрироваться на том, как именно происходят перемены и как может быть преобразована организация школы, то есть изучить педагогические технологии управления, чтобы сделать их наиболее эффективными.
Мы знаем, что процесс перемен включает в себя три стадии: принятие инноваций, их использование, например, в экспериментальном порядке, и, наконец, осуществление включения перемен на правах некоторых постоянных (констант). Педагогический состав, вовлекаемый в перемены, должен обрести опыт в осуществлении инноваций, что требует иного стиля, иных умений; учителя в таком случае гораздо больше нуждаются в поддержке, чем в школах, работающих в так называемом режиме функционирования. И поскольку одному невозможно осуществить перемены вне сотрудничества с командой, инновации становятся задачей всего коллектива. Нельзя сбрасывать со счетов возможное беспокойство, тревогу и чувство незащищенности и даже личное сопротивление. Инновации нуждаются в стимулировании, и они должны планироваться: в школе, кроме администрации, за этим должны наблюдать специальные координаторы, самим переменам необходима и внешняя поддержка.
Факторы среды оказывают прямое воздействие на развитие школы. Это ее расположение, социальный состав школы и степень вовлеченности ее в события города, района, данной местности; превалирующие ценности и стандарты, распространение информации, использование того или иного языка (языков), национальный фактор, экономическая, юридическая и политическая ситуация тоже необыкновенно важны.
Рассмотрим какие именно аспекты деятельности школы могут меняться и как эти аспекты (компоненты, части) определяют процесс развития школы, притом, что факторов влияния в принципе невообразимо много: это и люди, и школьные программы, психологический климат и сотрудничество учителей, педагогические приемы, организационные формы, политика правительства, поддержка, средства, выделенные ресурсы и оборудование и т.д.
Основой развития все же являются сами инновационные возможности, то есть способности администрации и сотрудников школы планировать, осуществлять и поддерживать изменения, связанные с требуемым развитием:
Однако, на наш взгляд, самыми главными для наших целей являются три аспекта: цель (данный автор именует ее видением), планирование и обучение.
Если мы желаем построить педагогическую технологию эффективного управления процессом обучения юных интеллектуалов, мы должны ответить на предварительный вопрос: к чему мы хотим прийти?
Здесь уже заключена значительная сложность. Помимо того, что есть стратегические (мы хотим вырастить будущих лидеров региона, республики, страны) и тактические цели (мы хотим для начала развить у них здоровое честолюбие, ответственность и конкурентоспособность и для этого приучаем их побеждать на конкурсах, олимпиадах и пр.), существует еще и противоречие между нацеленностью на результат и нацеленностью на сам процесс образования.
Вспомним наипервейшее свойство всякого грамотно организованного управления – целенаправленность, т.е. направленность на достижение заранее заданного, конкретно определяемого результата.