Инновационная деятельность-залог успеха


Home > Руководство > Статьи
к.п.н.  Хайруллина С.А.

Сложившаяся система образования имеет в своей основе фиксированные методы и правила, предназначенный для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями, и научная педагогика первой половины ХХ века работала в основном на обоснование идей этой системы, обосновывая их с точки зрения представлений физиологии, возрастной психологии, педагогической психологии.

Альтернативой такого обучения является “инновационное обучение”. Не стихийные, случайные, бессистемные инновации, без достаточной научной обоснованности, а глубоко научные, философски обоснованные реформы современной школы. Без них невозможно преодолеть кризис самих оснований классического образования, которые сегодня не соответствуют и не удовлетворяют потребности развития науки и общества в целом, когда вместо индивидуальных средств образования и воспитания был установлен способ коллективного обучения и соответствующая ему педагогика, когда классическая школа не смогла адекватно заменить семью, религию, социальные и профессиональные группы в процессе формирования подрастающего поколения.

Поэтому необходимо изменить сами цели и функции школы: перейти от знаниецентристской к культурноцентристской системе образования., а для этого необходима коренная реорганизация технологии всей системы образования, но без “революционных” рывков, сочетая новизну и преемственность.

Педагогика всегда самоопределялась и формировалась как практика той или иной философии, психологии (как части философии), той или иной картины мира. Поэтому и новая педагогическая теория должна вырастать из интеграции знаний о человеке и мире, передовых философский концепций, взглядов, из опыта новаторов и их предшественников. Изменилось состояние нашего бытия, изменилось место и роль человека в мире и это привело к необходимости развития системы образования, создания новой философии.

Условием развития образования является осуществление и научная поддержка инновационной деятельности, которые выступают как формы направленного развития. К их числу относятся гуманизация и демократизация школы, изменение стиля управления ею, применение в учебном процессе новых информационных технологий, создание новых организационных форм образования, ориентация обучения и воспитания на общечеловеческие ценности и др. Введение инноваций имеет свою логику, свой цикл, свои этапы, после прохождения которых следует продуманное, уравновешенное осуществление нововведений по строго определенной стратегии, тактике и методике.

Инновационная деятельность, являясь целенаправленной научно обоснованной деятельностью, вносящей в определенную социальную организацию, группу стабильные изменения, активизируется во всех областях человеческой жизни в кризисные времена. Основным критерием инновационной деятельности является не столько собственно нововведения (инновации), сколько ценностный смысл. Объектами инноваций сегодня являются все компоненты образования, но ценностный их смысл– в гуманистической направленности, который проявляется: в личностном развитии всех субъектов педагогического процесса, в протекании процесса усвоения в многообразных формах мыслительной деятельности и взаимодействии субъектов учебного процесса, в уходе от оценок за “подобие” к оценке за самостоятельную познавательную деятельность.

Основными направлениями инновационной деятельности являются:

    1. изучение и апробация авторских программ;
    2. изучение условий эффективности обучения гуманитарным дисциплинам;
    3. применение уровневой дифференциации;
    4. внедрение новых педагогических технологий;
    5. для Татарстана – разработка педагогических основ обучения татарскому языку в русскоязычных группах;
    6. исследовательская деятельность школьников и учителей.

В связи с изменением образовательной политики в новой России проблема одаренности, работа с одаренными детьми стала рассматриваться как часть инновационной деятельности. В республике Татарстан целенаправленно ведется деятельность по созданию системы работа с одаренными детьми. Проводится апробация различных методик по диагностике и выявлению одаренных детей. Составляется банк данных одаренных детей города, Республики. Для одаренных детей проводятся олимпиады, конкурсы, конференции, работают международные летние школы. Одаренные дети направляются на двухлетнее обучение в школы и колледжи Англии, САШ, Швейцарии.

Вся эта инновационная работа уверенность в дальнейшем развитии системы образования республики Татарстан, в повышении образовательного и интеллектуального уровня общества.

Hosted by uCoz