Анализ учебно-воспитательной работы лингвистической школы - гимназии № 139 за 1996-97 учебный год | |
|
|
Home > Руководство > Контроль и руководство | |
Педагогический коллектив школы в течении 1996-97 учебного года работал над проблемой “Разработка научного арсенала методический приемов и методов педагогических технологий” с целью: воспитания нравственно-эстетической личности школьника, развитие лингвистической культуры учащихся и формирования языка науки.
Усвоив учебную программу, все 1572 учащихся успешно закончили учебный год. В 11 классе обучалось 53 ученика. Все они успешно сдали экзамены и получили аттестаты о среднем образовании. 2 ученицы получили серебренные медали. Обе ученицы успешно сдали вступительные экзамены в университет и стали студентами.
Из выпускников школы обучается в ВУЗах 33 человека, в техникумах - 8; пошли на работу - 2, в ПТУ - 10 человек.
Школа полностью укомплектована пед.кадрами.
В настоящее время в школе работает 119 учителей,
____ учителя учатся заочно. Из 22 учителей начальных классов все имеют соответствующее высшее и среднее спец. образование.
В течении учебного года прошли аттестацию 24 человека.
Сегодня в школе: 1 - ведущий учитель,
36 - учителей-методистов,
48 - старших учителей.
На базе школы работает музыкальная школа № 14.
Анализ методической работы
школы - гимназии № 139
Работа всех М.О. велась по следующим направлениям:
В этом году появилась возможность открыть 1-й класс шестилеток на базе д/сада № 242 (учитель Волобуева В.П.), в котором обучение учащихся обеспечивает более комфортные условия ребенку и преемственность в его развитии. Результаты контрольных работ, срезов показали высокую результативность и мастерство педагога.
В этом учебном году все первые классы перешли на работу по системе Л.В.Занкова. Обучение грамоте строилось на коммуникативно-деятельной основе и ориентировано не только на овладение детьми навыками чтения, письма, но и на развитие познавательных и речевых способностей, формированию у детей интереса к родному языку, как важнейшему средству речевого общения (опытом делилась Тимофеева Т.Б., Садриева О.В., Матрехина Г.А.).
Новое содержание литературного образования приобщает детей к литературе как к искусству, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речи учащихся (учителя Егорова Л.Н., Шубина И.Г., Талипова Г.И., Имелинская Л.П., Садриева О.В.). Мы видим, как через уроки русского языка идет обучение искусству речи, учащиеся учатся общаться с собеседником, отстаивать свое мнение (учителя Ильясова Л.П., Талипова Г.И., Дрочнева Г.Р.).
По математике система упражнений и заданий направлена, главным образом, на интеллектуальное развитие, формирование самостоятельности их мышления. Отрадно то, что учитель на уроке большее время работает индивидуально или группами.
Наряду с положительным опытом, учителям начальных классов необходимо решать проблему адаптированного обучения, глубже работать над созданием методической лаборатории. Во внеклассной работе, для развития интеллектуальных способностей детей, продумать работу в форме конкурсов, игр, викторин по параллелям ежемесячно.
Минувший учебный год для учителей русского языка и литературы был отмечен напряженным трудом, стремящихся реализовать все то положительное, что заложено в программах, с возможной полнотой использовать учебный материал для отработки у школьников прочных знаний. Анализ работы педагогов говорит о том, что на уроках создавались оптимальные условия для понимания и усвоения программного материала каждым учеником класса. Это обеспечивалось продуманной подготовкой к урокам, более полным использованием воспитательного потенциала учебников, умелым подбором приемов и методов работы, созданием обстановки заинтересованности на уроке. Традиционные и не традиционные формы уроков, разумное чередование устных и письменных видов занятий, помогали учителям поддерживать в течении всего урока устойчивое внимание, работоспособность, что положительно сказалось на качестве знаний, умений и навыков учащихся.
Работу учителей русского языка и литературы Егоровой Е.А., Кирисовой Н.П., Юсуповой Р.С., Хрусталевой О.Н., Фединой Р.Г. объединяет использование всех возможностей, способствующих развитию речи учащихся. Так при изучении нового материала научность сочетается с доступностью, их характеризует умение поставить проблему и с помощью вопросов пробудить активность учащихся и подвести их к требуемому вопросу. В образовательных классах (7ж - Гольцман О.В., 8г - Авдеенкова А.Г., 5е - Егорова Л.Н., 5г - Кирисова Н.П., 8д - Тимерханова Н.А., 7д - Хрусталева О.Н., 6г,е - Федина Р.Г.) ведут индивидуально-групповую работу с учащимися. Они определили базовые знания и умения, которыми должен овладеть учащийся, подобрали по каждому классу словарь - минимум, необходимый для грамотного человека и ведут целенаправленную работу по его усвоению. Систематически проводились словарные диктанты, упражнения со словосочетаниями, сочинения - миниатюры, изложения. Возрос интерес учащихся к изучению русского языка.
Большой вклад по изучению истории языка и происхождению отдельных языковых структур вносят учителя риторики.
Учителям русского языка и литературы в течении следующего учебного года надо обратить внимание на языковое развитие, учить самостоятельному осмыслению, навыкам грамотного логического изложения материала, развитие индивидуальной неповторимости в осуществлении особенностей умственной деятельности, совершенствуя различные формы обучения.
Анализируя работу учителей иностранного языка видим: - с одной стороны результаты срезов показывают, что имеет место стабильный рост качества ЗУН у учащихся, но с другой стороны выявилась проблема, над которой необходимо работать коллективу учителей: формирование, коррекция и повышение качества произносительных навыков учащихся. Посещение уроков и результаты срезов дают яркую картину того, что лучше всего удается учителю на уроке.
Так у Буториной Е.В. - обучение диалогической речи; у Жулквы Л.П. - обучение неподготовленному монологическому высказыванию; у Сермус А.Ю. - дидактическая игра на уроке; у Тимошенко Р.Г. - обучение монологическому высказыванию на младшем этапе обучения; у Шайхутдиновой Р.Р. - обучение французской фонетике; у Земцовой - широкое использование наглядного материала; у Имелинской Е.В. - парная работа на уроке; у Кремезной Т.В. - использование разнообразных приемов и методов работы по введению, обучению и закреплению лексики, использование самодельного дидактического материала; у Рудольф Т.Т. страноведческую работу; у Онегиной Л.Н. - разнообразная лексическая работа. Учителям Ковалевой Н.Н, Носковой Р.С. и Набиуллиной Н.К. необходимо работать над методикой урока, разнообразить приемы и методы преподавания.
В течении учебного года учителя работали над методической проблемой “Технология обучения иностранному языку”: отбор наиболее оптимальных приемов и методов. Продолжается работа по преподаванию спец.курсов: “Учись читать газету, “Страноведение”. Эти спецкурсы, авторские программы осваивают и другие учителя школы. В новом учебном году начнется преподавание еще 2-х спецкурсов в 10-х классах: “Грамматика английского языка” и “Технический перевод”.
Учителям иностранных языков необходимо больше внимания уделить на познавательную активность учащихся (по ней можно судить о развитии интеллектуальных умений и сил, а также способностей). Познавательная активность учащихся фиксируется по скорости усвоения учеником ведущей идеи, по характеру задаваемых вопросов, по скорости и способности преодоления школьниками познавательных трудностей. Эта проблема четко сформулирована и вытекает из итогов работы педагогов. По результатам олимпиад: 10,11 кл. - победителей нет, 6-е кл. - 10 место в районе, в 2-х конкурсах не приняли участие (конкурс экскурсоводов, знатоки английского языка).
Изучение татарского языка в полном объеме по разным вариативным учебным планам. В школе работает 15 учителей, имеющие соответствующее образование, 8 кабинетов татарского языка. Обобщен опыт Сафиной А.М. и Шайхутдиновой Р.Р.. Учителя работают в русских группах, применяют дифференцированных подход при диалогической и монологической речи, а также при аудировании, используя для развития устной речи опорные таблицы. Эти опорные таблицы даются исходя из способностей учащихся. Например, при изучении темы “Природа и человек” дети слабой подготовки готовят ответ на вопросы, средние к ответам дополняют знание различных трав, сильные дают название текста, прочитав ряд пословиц и поговорок.
Обобщен опыт работы Михайловой В.И., работающей в татарских группах по теме “Татарский фольклор”. Она работает над развитием речи через привитие любви к народному творчеству. При организации учебного процесса она пользуется методами известного педагога Лысенковой С.Н.. Схемы, таблицы, карточки - все в арсенале учителя. Большое место занимают на ее уроках игровой материал.
У молодых учителей вырисовывается одна проблема - плотность урока. Временной анализ требует особого внимания.
В воспитательной работе большую помощь оказала книга великого татарского просветителя К.Насыри “Уроки воспитания”, проведение праздников, участие в научно-практической конференции учащихся. Для того, чтобы детям дать разносторонне развитие, в учебный план включены азы хореографии, музыки, риторики. Работал кружок художественного слова “Чишмa””””, кружок по национальному орнаменту “Татар бизaклaре”, кружок театра, а также успешно внедряется спецкурс по устному народному творчеству “Татарский фольклор”.
По итогам контрольных работ и срезов вычленены проблемы, решение которых видим в следующем: усилить индивидуальный подход в обучении татарскому языку с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях по этапно; продолжить работу над быстротой и выразительностью чтения; особое внимание уделить проведению уроков внеклассного чтения.
В диагностической карте видны проблемы М.О. учителей татарского языка. Большую роль в работе каждого учителя играет творческая лаборатория и обеспеченность художественной литературой. Внеклассная и методическая работа учителей татарского языка требует осмысления, продуманности.
Анализируя работу учителей естественно - математического цикла надо отметить, что в кадровой политике были в начале года трудности, в связи с уходом на длительный больничный лист Мулиной Ф.С.; но взяли пенсионеров и тем самым вышли из создавшегося трудного положения. Учителя оттачивают методику адаптированной системы обучения, имеются наработки по вопросу дифференциации в обучении. Материал обобщения представлен в альбом на конкурс “Школа года - 96” (из опыта работы учителей Хайбуллиной И.Р. и Разиной Г.Ф.).
Результаты контрольных работ и срезов выявили следующие проблемы:
Учителями в течении года оттачивается мастерство через взаимопосещение уроков, через открытые уроки, через собеседования на методическом объединении. Хочется отметить: Камалетдинову Т.С. (прикладная экономика) - своеобразие в построении урока, ребята пытаются на практике изучить влияние маркетинга на рынке; Афлетонова Н.А (физика) - умелое моделирование изучаемых процессов, логику в изложении учебного материала; Князеву Н.А. (информатика) - высокую результативность урока, четкость и проблематичность в изложении нового материала; Романову Т.А. (биология) - расширение кругозора учащихся через дополнительную информацию по теме; Цыганову З.А. (математика) - умелое оттачивание навыков у учащихся, система самостоятельных работ и их контроль.
Подводя итоги года надо отметить большую творческую работу учителей эстетического цикла. Это интересные, хорошо подготовленные уроки, выставки, оформление школы. Трудовая подготовка школьников проходит согласно типовой программы, но творческий подход учителей дает практические навыки учащимся, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Большая внеклассная работа по предметам велась в течении учебного года. Работа факультативов, кружков заслушивались в рамках ключевых дел.
Радует тот факт, что активизация научной работы школьников охватило все методические объединения и в этом году большая группа ребят смогла показать свою исследовательскую работу в рамках научно - практической конференции “Шаг в будущее: построим мост от школы к Вузу и от Вуза к науке”. В работе 5-ти секций приняли участие 17 учащихся, кроме этого приняли участие в конференциях “Юность науки”, республиканских конференциях, где наши ученики показали свою эрудицию и были отмечены дипломами и ценными подарками. Школа приняла участие в конкурсе телекоммуникационных проектов “Образование XXI века” и получила диплом 1-ой степени. Первый этап работы по сетям предложен в качестве “моделирование экономики и менеджмента” Координационный центр в нашей школе. В мае - июне школа примет участие в телекоммуникационной научно - практической конференции (рук. Камалетдинова Т.С.).
В течении учебного года осуществлялась связь с Вузами и педколледжем:
1) Спецкурс “Как выжить в Америке” (проф. Смолова Т.А.);
2) Испанский язык (преп. Пупков Ю.А.);
3) Консультации: Фахрутдинова Р.А., проф. Тайсина Э.А.
Школьники традиционно отметили:
- начальные классы: “Этот прекрасный мир сказок”, “Прощание с букварем”, “Мама, папа и я - дружная семья”;
- в старших классах: конкурс стихов серебренного века, игра “Виктория”, “Что, где, когда?”, день поэзии: “Лира и вдохновение”.
Дополнительную языковую подготовку учащиеся получают посещая театральные языковые студии в старших классах, кукольный театр в начальных классах. В рамках клуба “Собеседник” проведено познавательное заседание “Америка...Америка”. Большая работа с членами клуба “Друзья по переписке” проводится в течении учебного года. Это английские праздники, встречи с иностранцами из США, Канады, Великобритании, Турции и др.
Интересный материал собран и обобщен по теме “Семь стилей интеллекта, семь видов обучения” (январь, 1997г., педагогический совет).
Одним из важнейших компонентов формирования интеллектуального потенциала является система образования и воспитания одаренных детей в школе (способных детей, желающих работать над повышением своего интеллекта).
Ниже перечислим направления, которые дают общее представление о нашей системе:
Диагностика выявления одаренности:
и т.д.
В этом году прошла 2-я научно-практическая конференция общества “Эврика”, руководителем которого является учитель математики Бойко А.Н.. Общество объединяет детей с 1-го по 11 класс. Деятельность общества очень разнообразна, диапазон очень широк.
Методическая копилка только за прошедший год пополнилась следующими вопросами:
В школе сложилась система работы в рамках ключевых дел. Каждое ключевое дело разрабатывалось, адаптировалась и подводились итоги.
Удалось в этом году вовлечь в работу М.О. вновь поступивших классных руководителей и молодых специалистов. Направление правовой культуры возглавил учитель истории Шадрин С.Б. В январе месяце им был проведен семинар в оказании помощи классным руководителям и выданы рекомендации. Этот вопрос получил развитие далее на педсовете (январь месяц). Для учащихся 7-10 классов проведен правовой калейдоскоп. Кроме семинаров, собеседований для классных руководителей был обобщен опыт работы классного руководителя 7Д Хрусталевой О.Н., которая приняла участие в конкурсе “Классный руководитель года”. Она смогла раскрыть сущность воспитательной работы. Грамотно, методически отстоять концепцию воспитательной работы.
У школы много проблем. Но мы, в плане воспитательной работы, выделяем следующие проблемы:
Психолог школы провел большую работу по выявлению области одаренности детей с 1-го по 11-ый класс. Высокие результаты показали 44 ученика (тест Векслера, Алекхануэрс). Дети показали большую скорость мышления, умение самостоятельно рассуждать, мыслить, высокую способность к запоминанию, способность к абстракции, вычислительные способности, умение оперировать пространственными образами. Данная работа показала, что для высоких результатов мало иметь ребенку хорошие умственные способности, нужно приобрести умение действовать до конца, и иметь хорошую саморегуляцию.
Совместная работа психолога и социального педагога нацелена была на образовательные классы, где имеются проблемы взаимоотношений учащихся и их родителей, общение одноклассников (коррекция, индивидуальная работа). Была проведена просветительская работа с учителями и родителями в форме лекций:
“Все о нас”, “Особенности подросткового возраста”, “Умение общаться” (по Э.Берну), “готовность ребенка к школе”; круглый стол с учащимися 11 классов “Конфликт и нравственность”.
В конце учебного года учащиеся 4-11 классов сдавали экзамены. Большое количество учащихся сдавали переводные экзамены у учителей:
Количество учащихся, сдающих экзамен по тому или иному предмету, говорит об отношении учащихся к данному предмету и к учителю.
Итоги экзаменов: (качество, успеваемость)
1-3 кл.
5-9 кл.
10-11 кл.
В течении прошедшего учебного года в школе работало 20 ГПД. Работа воспитателей была направлена в основном на улучшение качества учебной работы. Учителя начальных классов работают воспитателями ГПД в своих классах.
Заместителям директора при анализе деятельности учителей надо учитывать:
Заместитель директора школы по национальному образованию школы обязан, как носитель инновационных идей:
(На базе одного из кабинетов выбрать свое направление.)
Наши задачи и перспективы на следующий учебный год:
Отв. Камалетдинова Т.С.;