СОЗДАНИЕ
ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ
|
|
|
|
Home > Ученикам\Родителям > Психолог в школе | |
Щулкина Т.В., зам.
директора школы № 116, г. Казань
|
“Учитель стал почти синонимом неврастеника, и это около учеников – детей, на которых его нервозность отражается почти заражающим образом. И в основе этого лежит просто рубль, урванный у него и переданный чиновнику таких ведомств, для которых свет знания “как бы не бе”.1 И там же, несколько выше, не менее горько: “Мы имеем чисто языческое, грубо римское представление об учителе: “ Учитель” – это немного “раб”, конечно, “учёный раб” и всё таки не смеющий возвыситься до сравнения в положении с отцом детей, к которым он приставлен и который есть для него немножко “господин”.1 Прошло сто лет с тех пор, как были написаны эти строки, но положение учителя, по существу, мало изменилась, по крайней мере, в нашей стране. И одна из причин такого положения заключается в том, что в системе образования скрыты закономерности, относительно независимые от социальных изменений и эти закономерности делают систему образования одним, пожалуй, из самых консервативных общественных институтов. Несколько примеров, иллюстрирующих описываемую ситуацию.
Понятие сверхурочной работы распространяется на всех работников России. Они получают доплату, в частности, за работу в выходные и праздничные дни. На школу эти положения фактически не распространяются. Учительский труд называют в таких случаях “дополнительной педагогической нагрузкой” и оплачивают в одинарном размере, хотя учительский труд включает в себя не только нагрузку в форме уроков, но и, что более сложное, подготовку учебно-воспитательного процесса; последняя же не поддается учету и нормированию, а фактически всецело зависит от добросовестности педагога. Возникает парадокс: чем более тщательно и добросовестно готовится учитель к урокам, тем меньше оплачивается его труд, чем он больше и лучше работает, тем для него же и хуже.
Ученые подсчитали все виды деятельности, которыми занят учитель на работе. Их получилось свыше трехсот. К семи основным группам относятся: ведение уроков и факультативов, дополнительные занятия и консультации, подготовка к занятиям и чтение литературы по специальности, проверка тетрадей, деловые встречи с родителями, коллегами, администрацией, совещания, педсоветы, методические секции и подготовка к ним, ведение педагогической документации. Интересно, что средняя недельная нагрузка учителя по годам представляется так:
1930 1950 1970 1980 1990
25,8 ч. 21,5 ч. 24,1 ч. 22,3 ч. 22,6 ч.,
причем рабочее время учителя (часов в неделю):
1940 1950 1970 1980 1990
45,1 ч. 45 ч. 49 ч. 52 ч. 53 ч.
Итак, за зарплату меньшую, чем у большинства населения, учитель вынужден работать больше, чем большинство населения. Разумеется, деньги не главное, “учитель работает не для того, чтобы ему хорошо платили, но ему надо платить, чтобы он мог хорошо работать”.2
Невероятно, но факт: 17,5% педагогов не имеют дома определенного места для работы. Особенно в тяжелом положении оказались городские учителя: из них не имеют определенного места для работы 31,7%.3
Особенно тревожно, что при низкой оплате труда рабочий день учителя проявляет тенденцию к увеличению: рассчитывая поправить свое положение, учителя набирают часы – в результате, снижается качество преподавания и изнашивается “выжатый как лимон” учитель. Администрации приходится мириться с этим, поскольку другие учителя ушли из школы в совместные и малые предприятия, кооперативы и т.п.
В то же время, четыре пятых учителей в России – женщины. Отработав день в школе, они “тянут” на себе все работы по дому и – в результате, накапливающиеся суммарные перегрузки разрушают нервную систему того, кто “тянет” основную нагрузку в школе. Сюда же можно добавить и стрессы из-за контактов с “трудными” учениками, эффективных методов воздействия на которых у учителя практически нет. И учитель зачастую просто вынужден мириться, терпеть.
Работа в школе болезненно сказывается и на семье учителя. Исследования, проводившиеся в Ставропольском крае, показали, что четвертая часть мужей ненавидит профессию жены – учительницы. Высок процент распада семей: среди учительниц до 30 лет – 24,6% незамужних, причем, в городе – 19,8%, а на селе – 28,9%4.
Неуважительное отношение общества к учителю болезненно и безнадежно воспринимается теми, кто работает в школе. При опросе 850 учителей г. Москвы заявили, что характерным качеством их коллег является апатия. Но, с другой стороны, активизируются и защитные реакции личности. Так, учителя очень болезненно воспринимают любую критику. Контроль инспекторов считают необязательным 54,7% учителей, еще 21,3% согласны с этим только в “принципе”. Обязательным же считают его лишь 1,8% педагогов. Многие учителя выступают и против деления их на категории. “Мы же не мясо”, – записано в одной из анкет.3
Плохая материальная обеспеченность и низкий престиж профессии учителя вызвали отток из школы мужчин. Карем Раш, восхищаясь постановкой обучения в Царском Селе, продолжил : “Теперь представьте себе, что в лицее девяносто процентов были бы женщины во главе с директрисой. Оттуда не вышли бы ни Пушкин, ни генералы Данзас и Вальховский, ни адмирал Матюшкин, ни канцлер Горчаков ... Мы давно живем в катастрофической ситуации при всех отрицательных явлениях феминизации”6.
Своей работой учитель влияет на развитие общества. Но и сам он, в свою очередь, продукт определенного этапа развития этого общества, зависит от него, нуждается в его поддержке. Деформация сознания, униженности и апатии учителя – это результат бесправия, социального унижения и непонимания, невнимания к его нуждам, да и к нуждам самой школы. Хочется верить, что должно, наконец, прийти осознание того, что положение и статус учителя в обществе нужно менять.
Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.
Л.Н. Толстой.
В основе любого влияния человека на другого человека лежит их взаимная зависимость. Давно замечено, что человек, вступая в контакт с другими людьми, не только чувствует себя по-иному, чем наедине с собой, но у него и по-другому протекают психические процессы. Ряд экспериментов, проведенных в начале XX века (В.Мёде в Германии, Ф.Олпорт в США, В.М. Бехтерев в России), показал, что присутствие других может, как облегчить, так и затруднить деятельность и поведение индивидуума. Взаимодействие даже двух человек значительно изменяет ход их деятельности. Российский социальный психолог В.Б.Ольшанский выделяет следующие типы взаимного влияния индивидов на деятельность друг друга:7
Сам факт разнообразия типов взаимных влияний на деятельность индивидов в коллективе подводит к осознанию такого явления, как психологическая совместимость. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в коллективе.
Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психических затратах взаимодействующих лиц. Если группа добивается высоких результатов в совместной деятельности при колоссальных затратах психической и иной энергии, за счет нервных срывов, это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости её членов, а следовательно, и в благоприятном психологическом климате.
Психологическая несовместимость не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других врожденных или приобретенных свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности.
Совместимость людей не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни совместимости по ведущим показателям могут влиять на низкие уровни по другим, менее важным, и, тем самым, улучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентации может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т.д. Общеизвестны примеры когда, преодолевая психологические трудности в сложнейших условиях, люди демонстрировали сплоченность, единство в достижении цели. Это – девятимесячный подвиг на арктической льдине четверки папанинцев, сорокадевятидневный дрейф советских солдат на неуправляемой барже в Тихом океане, многомесячные космические полеты космонавтов и др.
В экспериментальных исследованиях выявлено, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обуславливают:
Эти выводы сделаны на основе экспериментальных исследований малых групп в условиях многосуточной изоляции, т.е. в условиях более жестких по сравнению с деятельностью обычных коллективов. Тем не менее, учет этих выводов необходим при организации любых коллективов.
III. Самооценка и чувство собственного достоинства
От того, как окружающие относятся к человеку, зависит и его отношение к самому себе. В качестве существенного показателя развития личности выступает её самооценка.
Самооценка – это стержневая характеристика личности, её ядро. Самооценка включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам.
Среди учителей встречаются личности, как с высокой, так и с пониженной самооценкой. Последние были в одном из исследований выделены в особую группу. Их стиль исполнения роли учителя отличается следующими чертами:
1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят.
2. Использовать любую возможность создания учащимся трудностей, чтобы не давать им расслабляться в учебе.
3. Стимулировать учащихся к учебе, главным образом, на основе чувства вины за свои промахи.
4. По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы учащихся.
5. Заранее исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.
6. Стремление к установлению жесткой дисциплины любой ценой.
Если основным психологическим состоянием учителя в классе является ощущение беспомощности, незащищенности, то у него повышается тревожность, он становится подозрительным в отношениях не только с учащимися, но и с их родителями, коллегами. Это влечет за собой чрезмерную жестокость и властность в поведении, желании любой ценой утвердиться в глазах окружающих.
Напротив, “эффективные” учителя характеризуются общей направленностью к самоактуализации. Они ориентируются на дружескую коммуникацию с людьми, позитивно оценивая самое себя как способного человека, достойного уважения, который скорее приятен другим, чем неприятен. Такие люди отличаются энтузиазмом к преподаваемому предмету, могут пробудить к нему живой интерес, верят в способности своих учеников и подбадривают их. Им свойственны теплое отношение к другим, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам и умение укреплять у них чувство самоуважения.
В книге А. Джерсилда “Когда учителя смотрят на себя” отмечено, что чрезмерная личная напряженность учителя проявляется в ранимости, самолюбии и мелочных обидах, неуверенности в себе, склонности к соперничеству, постоянном опасении оказаться несостоятельным.
Исследования показывают, что психологический климат в коллективе взаимно зависит от оценок и самооценок:
— чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга члены коллектива;
— чем выше люди оценивают друг друга, тем выше самооценки, и наоборот.
На первый взгляд эти данные свидетельствуют о том, что нормальный психологический климат, т.е. климат, обеспечивающий эмоциональное благополучие для каждой личности приводит к формированию завышенной самооценки, а не соответственно адекватной (по отношению к реальным возможностям личности). Но это не так. Человек не стремиться оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении. Следовательно, реальные возможности личности должны развиваться. Главным условием этого развития и является эмоциональное благополучие. При отсутствии указанного условия возможны внутренние конфликты личности, приводящие к неврозам.
IV. Роль администрации школы в обеспечении здорового психологического климата в коллективе
Педагогический коллектив в наше время – это коллектив в основном женский. В социальных условиях, в которых оказалось наше общество, женщины – наиболее незащищенная, ранимая его часть. Поэтому администрация школы обязана создавать необходимые условия для того, чтобы предупреждать конфликты между учителями, а также умело налаживать взаимоотношения между ними. В возникновении конфликтов большую роль играет психологическое состояние человека. А это во многом зависит и от администрации школы.
Прежде всего, директор и завучи должны хорошо знать личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни, а также способности и умения выполнять ту или иную работу. При распределении учебной нагрузки необходимо учитывать как материальное положение учителей, так и их опыт, определенные наклонности. Бывает, что классный руководитель, прекрасно работающий в старших классах, не умеет наладить работу в среднем звене. Поэтому нужно либо в тактичной форме помочь этому учителю, либо использовать его знания и опыт в той параллели, в которой ему легче работать. В противном случае, у такого учителя неизбежны нервные срывы, что отразится на его отношениях с коллегами.
Тактичное, бережное отношение завуча к коллегам должно сочетаться с определенной строгостью. Не секрет, что не все учителя, к сожалению, добросовестно относятся к своим обязанностям. И поэтому замечания устные и письменные (например, в журналах) должны быть всегда конкретными и обоснованными. Нельзя допускать, чтобы недочеты одного учителя были отмечены, а подобные у другого – пропущены. На такие оплошности завучей обычно очень болезненно реагируют учителя. Это касается как замечаний, так и поощрений.
При аттестации учителей важно не упустить ни малейшей детали их работы – как предметников и классных руководителей. Характеристики учителей должны быть объективными, составленными не формально, и обязательно обсуждаться на методических объединениях и согласовываться со всеми членами администрации.
Одним из самых трудных моментов в работе завуча является составление расписания. Так называемые “окна” утомляют и раздражают учителей. Разумеется, всем одинаково угодить невозможно, но учитывать семейные обстоятельства, состояние здоровья учителя, характер преподаваемого им предмета нужно обязательно.
Порядок в школе, дисциплина на уроках и переменах – необходимые условия морально-психологического климата в коллективе. Поэтому задачей администрации является разъяснение каждому учителю, что поддержание порядка на уроке, и регламентного поведения учащихся, даже самых трудных, – это святая обязанность педагога. Недопустимо, когда учителя жалуются завучу на то, что дети не слушают их объяснений. Винят такие учителя в этом учащихся и их родителей, классных руководителей и т.д. Непонимание своих прямых обязанностей приводит к обидам, к конфликтам учителей с классными руководителями. Поэтому очень важно проводить систематически воспитательную работу с отдельными учителями.
Перемена для учителя – это возможность отдохнуть. Все, кроме дежурных учителей, обычно приходят в учительскую. И нередки случаи, когда в учительской в это время создается нервная обстановка: поиски ключей от кабинетов, журналов и т.д. Поэтому так важна четкая работа завуча, обеспечивающего учебный процесс. Недопустимы разговоры на повышенных тонах, шум. Все это не дает возможности настроиться на рабочий лад.
Единые требования в школе – залог успешного учебно-воспитательного процесса. Разумеется, это не означает, что учителям директивно предписывается определенный стиль работы. Творческая индивидуальность учителя – великая ценность. Но существуют правила, которые обязаны выполнять все учителя. И если единые требования, в частности, к учащимся, не всеми выполняются, то создаются поводы для конфликтов и недоразумений. Нередко недоразумения между педагогами возникают из-за необъективного отношения кого-либо из них к определенным учащимся.
Иногда причиной конфликта бывают элементарные сплетни. Обычно грешат этим не самые сильные учителя. Ведь настоящим профессионалам подобное “самоутверждение” не нужно. Если к завучу или директору приходят с жалобами на коллег, то самое мудрое с их стороны решение может быть единственным: внимательно выслушав “жалобщика”, сказать ему, что сейчас, в его присутствии, будет приглашен тот, о ком идет речь и все совместно обсудят ситуацию. В таких случаях любовь к закулисным интригам быстро проходит.
Те, от кого во многом зависит доброжелательная обстановка в коллективе (администрация, профком, руководители методических объединений), должны стремиться сплотить коллектив. Внимательное отношение друг к другу, помощь молодым учителям, готовность выручить тех, кому плохо, бескорыстие и чуткость – эти качества необходимы всем членам коллектива. Это – норма поведения. Хорошей традицией становятся обычаи тепло поздравлять друг друга с праздниками, со знаменательными событиями в их жизни…
Невозможно перечислить всё, что способствует здоровой морально-психологической обстановке в коллективе. Многое зависит от психологической совместимости коллег, от разных субъективных и объективных причин. Несомненно одно: конфликты, тем более в школьном коллективе – явление нежелательное. Они вредят не только самим учителям, но и тем ради кого мы работаем – детям. Поэтому создание здорового климата в коллективе – одна из главных задач администрации школы.
V. Заключение
Мы живем в мире, где нередко солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов... Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не “промокнуть” под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
Мы знаем, что на протяжении многих веков большинство конфликтов разрешалось по принципу “или-или”. Или ты победитель, или — побежденный. Или ты празднуешь, или страдаешь. Однако мудрость, “правильность” заключается в том, что конфликт в школе не должен сводиться к этой формуле. Надо находить такое решение, чтобы в каждом конфликте все стороны выигрывали: и взрослые, и дети. Это трудно, но совершенно необходимо. И тогда тот потенциал, та энергия, генератором и аккумулятором которой является каждый конфликт, из разрушающей превращается в творческую.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. Розанов. Беспочвенность русской школы. М., 1990.
2. Л. Колесников. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985.
3. А. Дробжев. Указ. соч.
4. Г. Гриценко. Социальное развитие учительства в условиях зрелого социализма. Канд. дисс. М.,1995.
5. К.Раш. “Куда мы идем?”, Народное образование, 1989.
6. Социальная психология. Под редакцией Г.Предвечного, Ю.Шерковина. М., 1975.